
США готовятся свести с орбиты Международную космическую станцию на фоне конкуренции со стороны Китая:
Перед тем, как Международная космическая станция была выведена на орбиту в 1998 году, США подписали документ с несколькими другими странами, чтобы согласиться на мирное использование орбитальной лаборатории. Соглашение включало Россию, Японию, Канаду и 11 европейских стран. Китай был исключен из плана.
Почти десятилетие спустя Китай выразил заинтересованность в присоединении к тем, кто находится на борту космической станции. Европейское космическое агентство выразило поддержку добавлению, наряду с Южной Кореей. Окончательное решение в конечном итоге было отклонено Соединенными Штатами.
«Я думаю, вам придется понять, что Конгресс дал нам очень четкие указания в 2011 году», — заявила заместитель администратора НАСА Пэм Мелрой. «Любое двустороннее сотрудничество с Китаем должно было быть сертифицировано как не предполагающее обмена какой-либо информацией, которая могла бы дать Китаю какое-либо преимущество».
В 2011 году Конгресс включил в законопроект о расходах направление, запрещающее сотрудничество между НАСА и Китаем в отношении некоторых научных исследований, в том числе в космосе. Законодатели утверждали, что программа Китая была секретной и слишком тесно связана с его военными.
«Я думаю, нет никаких сомнений в том, что они являются экономическими конкурентами, а также претендентами на геополитическое лидерство», — сказал Мелрой.
Китай начал разрабатывать собственную космическую станцию. Он запустил и свел с орбиты пару краткосрочных космических лабораторий в период с 2011 по 2018 год. Он запустил первую часть своей космической станции «Тяньгун», что переводится как «Небесный дворец», в 2011 году.
«Сейчас мы сосредоточены на Китае. Китай — это угроза. Мы вступаем в новую космическую гонку », — заявил президент международных и космических станций Voyager Space Джеффри Манбер.
Voyager — одна из трех компаний, работающих по контракту с NASA над разработкой новой космической станции. Voyager заявляет, что идет по графику запуска Starlab в 2028 году. Есть опасения, что NASA столкнется с сокращением финансирования. Если возникнут задержки в компаниях, проектирующих следующие космические станции, NASA снимет космическую станцию с орбиты без готовой замены.
Мелрой настаивает, что агентство не позволит Китаю стать единственным оператором космической станции на орбите, но сюжетная линия перекликается с программой космических челноков.
Американский космический челнок был первым в мире многоразовым летательным аппаратом. Он стартовал как ракета и приземлялся как самолет. В 2004 году тогдашний президент Джордж Буш-младший объявил о новой космической инициативе, которая включала вывод из эксплуатации шаттла к 2010 году и проведение первой пилотируемой миссии на новом космическом корабле не позднее 2014 года.
«Эксплуатируемый исследовательский корабль сможет доставлять астронавтов и ученых на космическую станцию после того, как шаттлы будут выведены из эксплуатации», — заявил Буш в 2004 году.
Правительство рассматривало несколько подрядчиков для разработки транспортного средства в рамках программы созвездия. В течение следующих нескольких лет задержки программы и проблемы с финансированием привели к тому, что администрация Обамы исключила программу из своего бюджета на 2011 год.
«Реализация этой новой стратегии потребует от нас пересмотра старой стратегии. Отчасти это связано с тем, что старая стратегия, включая программу Constellation, во многих отношениях не выполняла своих обещаний», — заявил тогдашний президент Барак Обама в апреле 2010 года.
Вместо этого администрация направила более 6 миллиардов долларов на поддержку коммерческих компаний, строящих космические корабли. Программа шаттлов завершилась год спустя. Ракеты американского производства все еще не были доступны. США были вынуждены полагаться на Россию для продолжения космических путешествий.
«Это были трудные времена. Я думаю, это было правильное решение. Время шаттлов подошло к концу. Нам нужно было сделать стратегические инвестиции в нашу собственную отрасль, чтобы развить способность отправлять людей в космос», — сказал Мелрой. «Многие думали, что мы отменили космическую программу».
NASA наконец-то запустит ракету американского производства , которая сможет доставить людей на космическую станцию, через девять лет после окончания эксплуатации шаттла. Это было задержкой на шесть лет по сравнению с первоначальным прогнозом Буша. Запуск SpaceX в 2020 году также стал первым запуском коммерческой ракеты на территории США.
Поскольку NASA вновь столкнулось с той же перспективой, официальные лица настаивают на том, что у них другая стратегия конкуренции в космосе с Китаем.
«Я думаю, что разница в том, что мы по-прежнему лидеры. Мы намерены оставаться лидерами. Мы намерены оставаться партнером по выбору. Мы очень хорошо работаем с нашими международными партнерами, и они хотят продолжать работать с нами», — сказал Мелрой.
Только китайские тайконавты посещали космическую станцию «Тяньгун». Страна выразила открытость к приему астронавтов из других стран. Пекин расширил сотрудничество со Швецией, Россией и Италией. В последние месяцы первая международная полезная нагрузка Китая была запущена на китайской коммерческой ракете. Она включала первый спутник Омана, который оснащен искусственным интеллектом для городского планирования, мониторинга лесного хозяйства и управления стихийными бедствиями.
Если Китай станет единственным постоянным присутствием в космосе, международные партнеры могут быть вынуждены полагаться на тайконавтов для долгосрочных нужд на низкой околоземной орбите. Коммерческие компании также могут быть вынуждены сделать то же самое.
«Нам действительно нужно быть осторожными в вопросах передачи технологий и в том, как мы на самом деле взаимодействуем с международными фирмами, чтобы быть уверенными, что мы не раздаем что-то, связанное с этим», — сказал генеральный директор Arkisys Дэйв Барнхарт.
Калифорнийская компания Arkisys работает над созданием роботизированного сервисного порта, который компании смогут использовать на орбите.
«Мы можем предоставить груз, расходные материалы, возможности роботизированной манипуляции, топливо — все, что необходимо для поддержки сервисной архитектуры», — сказал Барнхарт.
Барнхарт добавил, что порт может помочь сохранить конкурентоспособность США в космосе, если коммерческая станция не будет готова к запуску, когда космическая станция будет выведена из эксплуатации. Хотя порт будет роботизированным и не будет иметь людей на борту, он все равно даст США форму постоянного присутствия.
«Мы на самом деле надеемся, что станем мостом между тем, когда [космическая станция] будет выведена из эксплуатации, и тем, когда там появятся новые коммерческие космические станции», — сказал Барнхарт. «Мы автономны, мы можем двигаться гораздо быстрее. Мы можем позволить различным орбитальным транспортным средствам прибывать, доставлять грузы, доставлять топливо, доставлять новые полезные нагрузки».
Прочитайте что такое взгляд в будущее