
«Где все?» Эта знаменитая фраза, произнесенная за обедом выдающимся физиком Энрико Ферми, идеально описала то, что с тех пор стало известно как
парадокс Ферми : если жизнь возникла здесь, на Земле, а Вселенная имеет тенденцию не делать что-то только один раз, то жизнь должна также возникнуть и в других местах. Фактически, Вселенная должна кишеть развитыми космическими цивилизациями.
Даже если учесть все технологические препятствия — ограничения в ракетной технике, скорости и продолжительности жизни, а также болезни, войны и все остальное, что может замедлить прогресс — аргумент остается тем же. Нашей галактике более 13 миллиардов лет, что более чем достаточно для того, чтобы космические цивилизации распространились по всему Млечному Пути .
Действительно, мы должны видеть развитые цивилизации повсюду — сферы Дайсона , звездную инженерию, артефакты, разбросанные по всей солнечной системе. Но мы не видим. Так где же все? Отсюда парадокс: что-то в этой цепочке рассуждений должно уступить. Мы неправильно поняли одно, если не многие или все из этих утверждений. Какое именно?
Впервые подробно изложено в 1996 году экономистом Робином Хэнсоном. Наиболее дистиллированная суть аргумента Великого фильтра проста: очень немногие, если таковые вообще имеются, цивилизации во Вселенной доходят до продвинутой стадии космических путешествий.
Вот и все. Парадокс Ферми разрушается в предположении, что разумные космические цивилизации распространены.
Учитывая, что человечество находится на пороге достижения статуса регулярного космического полета, Великий фильтр может показаться немного зловещим. Но это не обязательно так. Проблема в том, что мы не знаем точно, когда и где фильтр на самом деле происходит. Между «случайной планетой с правильными ингредиентами для жизни» и «огромной межзвездной империей» лежит много шагов.
Хансон разбил его на девять отдельных скачков, необходимых жизни для перехода из низшей лиги в высшую: правильная звездная система, репродуктивные молекулы, прокариотическая жизнь, эукариотическая жизнь, половое размножение, многоклеточная жизнь, некая неопределенная категория интеллекта (вроде использования инструментов), развитая цивилизация с потенциалом для колонизации и, наконец, когда все элементы будут на своих местах, гигантский взрыв жизни, охватывающий всю галактику.
Так где же узкое место? В начале, когда трудно найти готовые к жизни системы? Где-то посередине, где жизнь так и не зародилась или просто проводит миллиарды лет, плавая в океанах? Или ближе к последним стадиям?
Из того, что мы можем наблюдать, ингредиенты для жизни невероятно распространены во Вселенной, поэтому маловероятно, что фильтр там есть. Что касается появления простой жизни, у нас есть только один пример, но мы знаем, что как только условия для жизни стали возможны на Земле , жизнь появилась. Это говорит о том, что жизнь может быть более распространена, чем мы думаем.
Что касается появления интеллекта, мы знаем, что наш вид интеллекта появился только один раз в истории жизни на Земле и что потребовались миллиарды лет, чтобы он появился. Итак, снова, из этой единственной точки данных, кажется, что простая жизнь может быть распространена, но интеллект редок. Так что, возможно, это фильтр: трудно развить разумных существ.
Но если интеллект распространен, то у нас есть много поводов для беспокойства. Это означает, что разумным видам легко возникнуть на планете, но что-то мешает им выйти на галактический уровень. Это может быть либо работа вселенной — скажем, гигантский астероид, уничтоживший их, — либо, что более вероятно, вид уничтожит сам себя. Это потому, что любой вид, который может путешествовать в космосе, должен уметь использовать невероятное количество энергии — энергии, которую можно было бы очень легко направить на разрушительные цели, прежде чем этот вид научится жить в других мирах.
Великий фильтр — не единственное потенциальное решение парадокса Ферми, и даже в контексте Великого фильтра судьба человечества не предрешена. Возможно, галактическая колонизация сложнее, чем мы думаем, или скучна по причинам, которые мы еще не осознали. Возможно, прогресс нелинеен, и наше будущее технологическое развитие сосредоточит нас вовнутрь. Или, возможно, мы уже по ту сторону фильтра, мы один из немногих видов, которые дошли до этой стадии, и галактика — это, по сути, наша космическая игровая площадка.
Но серьёзно, где все ?
Прочитайте что такое взгляд в будущее