Анализ-Глобальный толчок к сотрудничеству, поскольку космическое движение заполняет орбиту Земли

БЕНГАЛОР (Рейтер) — По словам экспертов и представителей отрасли, быстрый рост количества спутников и космического мусора сделает низкую околоземную орбиту непригодной для использования, если компании и страны не будут сотрудничать и обмениваться данными, необходимыми для управления этим наиболее доступным регионом космоса.

В конце октября группа экспертов ООН по координации космического движения пришла к выводу о необходимости принятия срочных мер и призвала к созданию всеобъемлющей общей базы данных об орбитальных объектах, а также международной структуры для их отслеживания и управления.

Более 14 000 спутников, включая около 3500 неактивных, вращаются вокруг земного шара на низкой околоземной орбите, показали данные американской компании Slingshot Aerospace. Наряду с ними находятся около 120 миллионов фрагментов мусора от запусков, столкновений и износа, из которых лишь несколько тысяч достаточно велики для отслеживания.

«Нельзя терять времени на координацию космического движения. Поскольку в космос запускается так много объектов, мы должны сделать все возможное для обеспечения безопасности в космосе, а это означает содействие обмену информацией между операторами, как государственными, так и частными, чтобы избежать столкновений», — заявил сопредседатель группы Аарти Холла-Майни, директор Управления ООН по вопросам космического пространства.

По ее словам, низкая околоземная орбита должна оставаться безопасной, чтобы не допустить дорогостоящего нарушения работы технологий, лежащих в основе глобальной связи, навигации и научных исследований.

Однако централизованной системы, которую могли бы использовать все космические державы, не существует, и даже убедить их использовать такую ​​систему сложно. В то время как некоторые страны готовы делиться данными, другие опасаются поставить под угрозу безопасность, особенно потому, что спутники часто имеют двойное назначение и включают оборонные цели. Более того, предприятия стремятся охранять коммерческие секреты.

Тем временем беспорядок множится. В августе взорвалась ступень китайской ракеты, добавив тысячи фрагментов мусора на низкую околоземную орбиту. В июне взорвался неработающий российский спутник, разбросав тысячи осколков, из-за чего астронавтам на Международной космической станции пришлось на час укрыться в укрытии.

Низкая околоземная орбита — это регион, наиболее перегруженный искусственными объектами, поскольку он предлагает баланс между стоимостью и близостью, что делает его главной целью для быстрорастущего коммерческого космического сектора. По данным Slingshot, за последний год там также наблюдался рост числа близких сближений на спутник на 17%.

Прогнозы указывают на то, что в ближайшие годы на орбиту выйдут десятки тысяч спутников. Потенциальный финансовый риск столкновений, вероятно, составит $556 млн за пять лет, исходя из смоделированного сценария с вероятностью столкновения в 3,13% в год и $111 млн годового ущерба, сообщила базирующаяся в Монреале компания NorthStar Earth & Space.

«Мы находимся на критической стадии в плане внедрения правил и структур в космосе для мониторинга и управления растущей перегрузкой. Поскольку Starlink запускает тысячи спутников в год, а Китай и другие страны готовятся последовать его примеру, мы вскоре достигнем предела несущей способности основных орбит», — заявил генеральный директор NorthStar Стюарт Бейн.

РИСКОВАННЫЙ БИЗНЕС

Низкая околоземная орбита плотно заполнена, с такими диапазонами, как для спутникового интернет-сервиса Starlink от коммерческой космической компании SpaceX — на высоте 540-570 км (336-354 миль). По данным Jonathan’s Space Report, по состоянию на 27 ноября у Starlink на орбите было 6764 спутника.

Данные SpaceX показали, что в первой половине 2024 года спутники Starlink выполнили около 50 000 маневров по предотвращению столкновений, что примерно вдвое больше, чем за предыдущие шесть месяцев.

Компания SpaceX не ответила на запрос Reuters о комментарии.

Европейское космическое агентство, у которого меньше космических аппаратов, чем у SpaceX, заявило, что в 2021 году число маневров на аппарат увеличилось до трех-четырех раз по сравнению со средним историческим показателем в один маневр.

По данным LeoLabs, в диапазоне 800–900 км находится меньше спутников, но 3114 объектов, включая рабочие и нерабочие полезные нагрузки, корпуса ракет и их фрагменты, что составляет 20% от общей массы объектов на низкой околоземной орбите, что создает значительный риск столкновения.

Спутники с истекшим сроком службы создают еще больше беспорядка, поскольку остаются на орбите, пока не упадут в атмосферу Земли и не сгорят в ней спустя годы или не будут отправлены на «орбиту захоронения» на расстоянии около 36 000 км.

Россия вызвала всемирную критику в ноябре 2021 года, когда провела испытательный запуск ракеты по вышедшему из строя спутнику на орбите, создав тысячи фрагментов мусора. Россия вторглась в Украину через три месяца после испытания.

«Возможность конфликтов между государствами резко возросла в недавнем прошлом. Если они распространятся на космос, это может осложнить космическую среду. Нам срочно нужны общие глобальные правила координации», — сказал Анирудх Шарма, генеральный директор компании Digantara из Бангалора, которая специализируется на космической ситуационной осведомленности.

ПОСЛЕДНИЙ РУБЕЖ

Холла-Майни из ООН, чье бюро выполняет функции секретариата Комитета по мирному использованию космического пространства, заявил, что октябрьская группа намеревалась объединить экспертов государственного и частного секторов для определения шагов, необходимых для начала работы по координации. Она представит свои выводы на заседании комитета в следующем году.

Эксперты отрасли сообщили агентству Reuters, что глобальное сотрудничество имеет решающее значение для разработки обязательных к исполнению правил, аналогичных тем, которые использует Международная организация гражданской авиации для воздушного движения.

Такие усилия подразумевают использование существующих инструментов, таких как базы данных, телескопы, радары и другие датчики для отслеживания объектов, а также улучшение покрытия, раннего обнаружения и точности данных.

Однако геополитическая напряженность и нежелание делиться данными со странами, которые считаются недружественными, а также коммерческие опасения по поводу защиты конфиденциальной информации и конкурентных преимуществ остаются серьезными препятствиями.

Это заставляет операторов орбитального оборудования полагаться на неформальные или полуформальные методы избежания столкновений, такие как использование данных Космических сил США или таких групп, как Ассоциация космических данных. Однако это может повлечь за собой такие проблемы, как подотчетность и непоследовательные стандарты данных.

«Главные проблемы — это скорость, поскольку достижение консенсуса требует времени, и доверие», — сказал Холла-Майни. «Некоторые страны просто не могут общаться с другими, но ООН может облегчить этот процесс. Скорость — наш главный враг, но альтернативы нет. Это нужно сделать».

(Репортаж Ниведиты Бхаттачарджи в Бангалоре; редакторы Джерри Дойл и Кристофер Кушинг)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *